Репосты и лайки в интернете не должны становиться поводом для возбуждения уголовных дел, заявил заместитель начальника Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел России Владимир Макаров В ходе прямой линии с Путиным 7 июня писатель и депутат Госдумы от фракции КПРФ Сергей Шаргунов сказал президенту, что в подобных случаях людей порой наказывают не за призывы к насилию, а за резкие или "нелепые" суждения, которые "квалифицируют" как экстремизм
 
 
 
Репосты и лайки в интернете не должны становиться поводом для возбуждения уголовных дел, заявил заместитель начальника Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел России Владимир Макаров
Фото NEWSru.com
 
 
 
В ходе прямой линии с Путиным 7 июня писатель и депутат Госдумы от фракции КПРФ Сергей Шаргунов сказал президенту, что в подобных случаях людей порой наказывают не за призывы к насилию, а за резкие или "нелепые" суждения, которые "квалифицируют" как экстремизм
Пресс-служба Президента России

Репосты и лайки в интернете не должны становиться поводом для возбуждения уголовных дел, заявил заместитель начальника Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел России Владимир Макаров.

На экспертном совещании Общероссийского народного фронта (ОНФ), объединяющего сторонников президента Владимира Путина, он напомнил: на пленуме Верховного суда РФ от 2011 года говорилось, что граждане подлежат уголовной ответственности по ст. 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") Уголовного кодекса РФ только в случае, если в их действиях усматривается умысел, передает ТАСС.

"Мы во всех своих методических указаниях, поручениях всегда говорим, что только умысел [влечет уголовное наказание]", - цитирует агентство представителя МВД. Таким образом, по его словам, репост или лайк в Сети, "естественно, не должны" оборачиваться уголовным делом.

- "Ветер переменился" после обращения к Путину

Согласно статистике, число осужденных по экстремистским статьям в России с 2011 года возросло в четыре раза. Ранее в МВД отмечали, что судьи порой выносят ошибочные решения по таким делам, но в основном к ответственности привлекают тех, кто "реально вредит и раскачивает ситуацию в стране".

Эксперты ОНФ, в свою очередь, предложили упростить и ускорить возможность проверки пользователем контента в интернете через реестр экстремистских материалов. Об этом сообщила журналистам координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко после нынешнего экспертного совещания.

Путин 26 июня поручил ОНФ совместно с Генпрокуратурой до 15 сентября представить доклад, в котором будет проанализирована практика применения законодательства по борьбе с экстремизмом, отмечает ТАСС.

Суды уже вынесли несколько оправдательных приговоров по таким делам

Российские суды вынесли в 2017 году семь оправдательных приговоров по уголовным делам об экстремизме после разъяснений пленума Верховного суда о том, что репост без умысла не может служить поводом для уголовного наказания. Об этом сообщил судья ВС РФ Олег Зателепин на экспертном совещании ОНФ.

По его словам, сейчас 90% лиц, привлекаемых за экстремизм, связаны с интернетом, а ВС постоянно проводит анализ правоприменительной практики по данной категории дел.

"В 2016 году мы внесли изменения в постановление пленума, что сам по себе репост ничего не значит, что надо учитывать контекст этой информации и ряд других вопросов, чтобы установить действительно умысел; может быть, сейчас действительно надо уже идти дальше", - сказал Зателепин.

В частности, по его словам, надо конкретнее разъяснять, что понимать под контекстом, а законодатель должен определить с точки зрения сегодняшней жизни, насколько репосты и лайки опасны, чтобы их криминализировать. "Потому что, когда явление приобретает слишком массовый характер, его криминализация ни к чему хорошему не приводит", - добавил судья ВС,

"Ветер переменился" после прямого обращения к Путину

Тема повального преследования пользователей Сети по статье 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды") УК РФ за репосты и лайки получила широкое развитие после того, как в ходе прямой линии с Путиным 7 июня писатель и депутат Госдумы от фракции КПРФ Сергей Шаргунов сказал президенту, что в подобных случаях людей порой наказывают не за призывы к насилию, а за резкие или "нелепые" суждения, которые "квалифицируют" как экстремизм.

Шаргунов спросил Путина, не стоит ли остановить таких рьяных борцов, которые несправедливо применяют 282-ю статью УК. Президент ответил, что судебная практика должна находиться в поле зрения общественности и корректироваться, потому что в уголовных делах за публикации в социальных сетях нельзя все доводить до маразма и абсурда.

Путин добавил, что в судебной системе работают знающие люди, однако "нужно определиться с понятиями", и призвал сосредоточить внимание на этих проблемах.

В Думу внесен законопроект об исключении уголовной ответственности за репосты

25 июня Шаргунов и депутат-одномандатник, председатель партии "Родина" АлексейЖуравлев внесли в Госдуму два законопроекта, предложив отменить уголовное наказание за репосты в социальных сетях, признанные следствием экстремистскими, и одновременно перевести подобные правонарушения в разряд административных. По мнению депутатов, предложенные ими поправки позволят справедливо наказывать тех, чьи действия не слишком опасны для общества, и к тому же повысят доверие граждан к российскому правосудию.

Авторы поправок предложили устанавливать уголовную ответственность в рамках ст. 282 УК только в том случае, если предусмотренные ей действия совершаются с применением насилия, с использованием служебного положения или организованной группой. Формулировку о наказании за те же действия, но совершенные публично, с использованием СМИ либо интернета предложено из УК убрать, дабы исключить "излишне репрессивный уклон" упомянутой статьи.

В действующей редакции ч. 1 ст. 282 УК РФ предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к социальной группе, совершенные публично, с использованием СМИ либо интернета.

2-я часть ст. 282 за те же действия, совершенные с применением насилия, использованием служебного положения или организованной группой предусматривает наказание до шести лет лишения свободы.

Также депутаты раскритиковали ст. 282 за общую неопределенность. По их мнению, одна из ключевых проблем заключается в том, что статья не дает понимания, какие именно действия ведут за собой возбуждение ненависти либо вражды.

В пояснительной записке к документам депутаты также напомнили: Верховный суд в 2011 году указал, что такими действиями следует считать "высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц", говорится в пояснительной записке. Однако считать этот перечень исчерпывающим невозможно, убеждены депутаты.

Проблемы связаны и с определением того, какая именно информация способна побудить к ненависти либо вражде. Авторы поправок указали, что "экспертиза, которая носит совершенно субъективный характер, связанный с личностью эксперта, ложится в основу не только принятия решения о возбуждении уголовного дела... но и в основу приговора суда".

Вместе с тем авторы законодательной инициативы предложили добавить в КоАП новую статью "Пропаганда ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства", предусматривающую наказание в виде штрафа от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, обязательные работы до 100 часов или арест до 15 суток, если такие действия были совершены с использованием СМИ или интернета.

В ноябре прошлого года правозащитники на всероссийском съезде потребовали прекратить применение ст. 282 УК РФ для возбуждения уголовных дел за лайки и репосты в соцсетях.